Результаты исследований, проведенных в рамках проекта в 2020 г.
На
основании серии эмпирических исследований (N=185, N=187,
N=764, N=1504, N=783, N=3278, N=846)
выявлены социально-психологическим факторы позитивного отношения к прошлому и
настоящему человечества, конструирования позитивного образа долгосрочного
будущего и жизнеспособности в условиях глобальных рисков.
Показано, что позитивное
отношение к прошлому, настоящему и будущему человечества поддерживается
доверием к миру, глобальной идентификацией, объемом социального капитала и
убеждением личности в способности влиять на свое будущее. Разработаны и
апробированы методики для измерения социального оптимизма в условиях глобальных
рисков: «Вера в позитивные сценарии коллективного будущего» и «Глобальный
оптимизм». Показано, что наибольший вклад в уровень социального пессимизма
вносят социальный цинизм, низкое доверие к социальным институтам, вера в опасный
мир и тревога по поводу личного будущего. В социальный оптимизм наибольший
вклад вносят низкая выраженность социального цинизма, диспозиционный оптимизм,
авторитаризм правого толка, доверие к социальным институтам и вера в контроль
судьбы. Разработана и апробирована методика «Жизнеспособность личности в
условиях глобальных рисков», измеряющая сопереживание другим в условиях
глобальных рисков; оптимизм в отношении глобального будущего; самоэффективность
в отношении глобальных рисков; воспринимаемая социальная поддержка; обращение
за эмоциональной поддержкой; принятие жизни в условиях глобальных рисков;
проактивный копинг в условиях глобальных рисков; избегание мыслей о глобальных
рисках; отношение к глобальным рискам как возможностям. Подтверждена связь ее
шкал с диспозиционным оптимизмом, проактивным совладанием, выраженностью
стресса и депрессии. Показано, что ключевую роль в структуре жизнеспособности
личности в условиях глобальных рисков играет воспринимаемая социальная
поддержка и разделенность тревоги по поводу глобального будущего с другими
людьми. Впервые выявлены социально-психологические предпосылки жизнеспособности
личности в условиях глобальных рисков: групповая идентификация и просоциальные
установки (глобальная идентичность, институциональное доверие, сопереживание
заболевшим COVID-19, социальная
сложность, религиозность); оценка опасности социального мира (вера в опасный и
конкурентный мир, социальный цинизм, конспирологическая ориентация, страх по
поводу экономических последствий пандемии); а также убеждение в своей
способности влиять на будущее (вера в вознаграждение усилий, контроль судьбы,
самоэффективность в условиях пандемии). В ходе исследования, проведенного среди
работников российских организаций, выявлены факторы успешности организации во
время пандемии: антикризисное планирование, коллективная самоэффективность и
ориентация на анализ совместного опыта. Показано, что
социально-психологическими предпосылками групповой жизнеспособности в условиях
глобальных рисков являются вера в коллективную способность влиять на будущее,
долгосрочная ориентация, эмоциональная поддержка и групповая рефлексивность.
Выделены
три основные группы психологических последствий изменения климата для
российского общества: во-первых, рост тревоги по поводу будущего, дисстресса в
связи с последствиями природных бедствий, а также ностальгии и депрессии по
поводу утраты привычной окружающей среды; во-вторых, изменения когнитивных и
аффективных процессов, связанные с непосредственным или косвенным воздействием
неблагоприятных геофизических факторов, в том числе – снижение когнитивных
способностей, нейродегенеративные заболевания, повышение импульсивности и
агрессивности поведения под влиянием высоких температур, загрязнения воздуха и
т.п.; в-третьих, обострение переживания несправедливости, дальнейшее снижение
доверия к другим социальным группам и социальным институтам, рост
приверженности консервативным ценностям, подверженности популизму и поддержки
авторитарных политиков. Предложены количественные индикаторы для оценки
психологических последствий изменения климата.
На основании эмпирического исследования (N=733) впервые выявлена связь
отношения к глобальным рискам с характеристиками отношения личности к своему
собственному прошлому, настоящему и будущему. Подтверждена гипотеза о том, что ориентация на позитивное прошлое прямо
связана с конструктивными для жизнеспособности личности характеристиками
отношения к глобальным рискам (убеждением в необходимости сотрудничества для их
прогнозирования и предотвращения, возвращения
к традиционным ценностям, готовностью участвовать в коллективных действиях для
защиты от глобальных угроз, защищать себя и близких от их последствий) и
обратно связана с апокалиптизмом и фаталистическим игнорированием рисков.
Наибольший вклад в конструктивные характеристики отношения к глобальным рискам
вносят гедонистическое настоящее и ориентация на учет долгосрочных последствий,
тогда как на деструктивные его характеристики наиболее сильное влияние
оказывает фаталистическое настоящее. В целом проведенное нами исследование
показывает, что жизнеспособность в условиях глобальных рисков и готовность к их
предупреждению можно повышать, развивая умение людей ценить свое прошлое,
готовность поддерживать друг друга в настоящем, способность оценивать долгосрочные
последствия и веру в возможность влиять на будущее.
На основе кросс-культурного исследования среди студентов Китая (N=153) и
России (N=483) выявлены социально-психологические характеристики личности,
которые являются инвариантными предпосылками отношения к санкциям в обеих
культурах. Предикторами тревоги по поводу санкций в Китае и России оказались
глобальная идентичность, а также феномены, связанные с ориентацией на
традиционные ценности: религиозность в Китае, чистота и святость как моральное
основание в России. Признание санкций ущербом для репутации страны в Китае и
России связано с глобальной идентичностью и социальным цинизмом. Готовность
оправдывать использование санкций для защиты от глобальных рисков, - таких как
распространение оружия массового поражения, или действия, усугубляющие
климатическую и экологическую ситуацию в мире, - в России и Китае
поддерживается глобальной идентификацией и ориентацией на либеральные моральные
основания.
На основании кросс-культурного исследования среди молодежи в России
(N=169), Украине (N=140), Франции (N=122), Венгрии (N=104), Португалии (N=250),
Китае (N=104) и Индии (N=101) показано, что наибольший вклад в готовность
использовать новые технологии и критерии для их выбора вносят технооптимизм,
доверие к государству и разработчикам, низкая выраженность ценностей сохранения
и высокая открытость к новому опыту. Исследование показывает, что для
обеспечения спроса на новые технологии в повседневной жизни необходимо развитие
не только инновационных установок, но и социального доверия.
На основании данных общероссийского опроса (N=1600) показано, что
позитивное отношение личности к новым технологиям поддерживается ценностями
открытости к изменениям и отрицательно связано с ценностями сохранения.
Выделены социально-психологические типы оценивания новых технологий
(«индифферентные», «ориентированные на влияние значимых других», «разборчивые»,
«прагматики», «ориентированные на безопасность»), а также
социально-психологические типы отношения личности к новым технологиям («технофилы»,
«тревожные сторонники технического прогресса», «технофобы» и «безразличные к
технологиям»). Впервые показано, что технофилия и технофобия являются не
противоположными полюсами одной шкалы, а разными феноменами, связанными друг с
другом.
На основании эмпирического
исследования (N=550) изучено влияние психологических характеристик личности на
готовность использовать системы искусственного интеллекта (ИИ) и представления
об этических аспектах их использования. Выделены типы отношения личности к использованию
технологий ИИ: «сторонники использования ИИ в общественных сервисах» (29%),
«противники широкого использования ИИ» (18%), «инновационные пользователи»
(25%), «умеренные технооптимисты» (28%). Проведенный нами анализ типов
отношения к использованию ИИ в повседневной жизни позволяет сделать вывод о
том, что готовность к использованию ИИ и поддержка его внедрения в работу
государственных служб связаны не с информированностью о технологических
прорывах или инновационностью личности, а с уровнем социального доверия и
надеждой на повышение справедливости общества с помощью технологий ИИ.
Показано, что готовность рассматривать системы ИИ в качестве юридических и
моральных субъектов или партнеров по принятию этических решений тесно связана с
доверием к людям вообще и к разработчикам ИИ в частности, универсализмом и
верой в возможность влиять на свое будущее. Показано, что либеральные ценности
усиливают ориентацию на защиту прав личности и восстановление справедливости
через равенство возможностей, обеспечиваемое искусственным интеллектом.
Консервативные ценности поддерживают ориентацию на защиту групповых интересов и
восстановление справедливости через расстановку приоритетов в работе
киберфизических систем. В целом полученные нами результаты указывают на то, что
значимость этических принципов внедрения систем ИИ зависит не только от
моральных оснований личности, но и от представлений о мире и доверия людям.
Выявлены функции коллективной памяти как фактора отношения россиян к
пандемии COVID-19 (N=300).
Показано, что память является важным ресурсом совладания в отношении
экстремальных событий настоящего. Выявлены различия в содержании вспоминаемых
событий и функциях поиска аналогий коронакризису в прошлом страны у
представителей различных социально-психологических типов отношения личности к
пандемии.
Выявлены социально-психологические предпосылки веры личности в
конспирологические теории глобальных рисков (N=668): вера в справедливый мир,
низкая самоэффективность, ориентация на моральные основания лояльности к своей
группе и уважения к авторитетам, низкое институциональное доверие и социальный
цинизм. На основании проведенных эмпирических исследований сделан вывод о том,
что низкое социальное доверие и переживание неконтролируемой угрозы усиливают
подверженность пользователей социальных сетей вере в конспирологические теории
происхождения пандемии COVID-19.
Выявлены предпосылки соблюдения санитарно-эпидемиологических норм
(N=1043): уверенность в своей способности защитить от заражения себя и близких,
выраженность страхов, связанных с пандемией, сопереживание другим людям,
ориентация на планирование своего будущего в условиях пандемии, принятие
сложившейся ситуации, институциональное доверие, а также дескриптивные нормы,
то есть убеждение в том, что большинство окружающих соблюдает дистанцию и носит
маски.
На
основании проведенных исследований сформулированы концептуальные положения,
касающиеся социально-психологических механизмов устойчивого развития социальных
общностей в условиях глобальных рисков. Психологическими механизмами принятия
личностью и группой больших вызовов как возможностей для развития являются
сопереживание, социальная поддержка, постановка долгосрочных позитивных целей и
проактивное совладание, социальное доверие, индивидуальная и групповая самоэффективность,
групповая рефлексия. Тревога по поводу глобальных рисков в сочетании с
переживанием неконтролируемости угрозы и низким социальным доверием, напротив,
провоцирует групповую поляризацию и защитные реакции: недооценку риска и веру в
конспирологические теории. Игнорирование психологических особенностей
глобальных рисков и ошибочное отношение к ним как к локальным катастрофам
усиливают алармизм и краткосрочную ориентацию при принятии решений. В конечном
счете это приводит к эскалации антропогенных глобальных угроз.
Социально-психологическими ресурсами групповой жизнеспособности в условиях
глобальных рисков, а также механизмами конструирования позитивного
коллективного образа долгосрочного будущего являются позитивная групповая и
глобальная идентификация, доверие к миру и социальным институтам, сопереживание
и ценности взаимной поддержки, вера членов группы в свою способность влиять на
настоящее и будущее, убеждение в эффективности принимаемых мер, а также
позитивные дескриптивные нормы, то есть уверенность в том, что сотрудничество и
соблюдение ограничений ради преодоления кризиса поддерживаются большинством.
По
итогам исследований, проведенных в рамках проекта, подготовлена коллективная
монография «Человек в условиях глобальных рисков: социально-психологический
анализ», посвященная психологии глобальных природных, социальных и техногенных
рисков.
Всего в исследованиях по проекту приняли участие 10651 человек.
Результаты работы апробированы на 7 международных и всероссийских конференциях,
опубликованы в виде 10 статей: 5 в журналах WoS или Scopus, 5 в изданиях РИНЦ,
а также в виде коллективной монографии.